Храни меня, моя звезда, покуда тапком не пришибла...
Обещала написать урок по рисунку. Вот выкладываю. Мне тренировка/практика как преподу, а вам, надесюь, поможет.
Итак, у нас есть кубик и нам хочется его нарисовать. Что бы нам было проще это сделать, я поверхность стола и стены закрыла белыми листами. Так отчетливей видны тени под кубиком и на кубике. читать дальшеРаботать будем пока карандашом ТМ (или НВ) – твердо-мягкий грифель, что бы работа была аккуратной. Карандаши с мягким грифелем (М, В, М2, В2 и т.д.) имеют дурную привычку размазываться по бумаге, и получается грязь в работе.

Для начала мы построим кубик, а уж потом будем прокладывать тень. Построение начать лучше всего с ближней нам грани кубика, потому что она меньше всего исказилась в перспективе. Что такое перспектива мы знаем, не правда ли? Это когда чем дальше предмет, тем он меньше и наоборот. А еще линии в перспективе всегда стремятся соединиться в одну точку, если они параллельны друг другу.
Ближняя нам грань кубика – это самая темная сторона. В нашем ракурсе у темной грани все стороны должны быть равны. С помощью карандаша посмотрим, так ли это на самом деле. Пальцем зажмем карандаш там, где кончается у нас длина ребра. То есть от пальца до кончика карандаша – это расстояние одного ребра темной грани. И его мы прикладываем к верхней грани. Расстояния одинаковы и мы убедились на практике, что грани равны.

Найдем наклон верхней и нижней грани ребра. Это просто – приложим карандаш к ребру, и этот наклон перенесем на лист. Я прикладываю карандаш к листу и другим карандашом провожу линию. То есть карандаш, которым я мерила наклон играет здесь роль линейки. Это не совсем верно, с точки зрения академического рисунка, но самый простой способ, который меня еще не подводил. Такие манипуляции мы проделываем и с нижним ребром. Но, прежде всего, нарисуем боковые ребра темной грани. Проверяем карандашом пропорции на бумаге, как мы проверяли их на кубике. Все четыре ребра должны быть одинаковы, тогда построение темной грани у нас верно.
Верхнее и нижнее ребра светлой грани мы построим точно так же, как строили ребра темной грани. Но при помощи карандаша проверим, насколько они сократились, в отличие от ребер темной грани. (Помним о перспективе, да?) Ребра почти одинаковы. Рисуем вертикальное ребро. Затем рисуем ребра верхней грани кубика. Они почти параллельны с верхними ребрами темной и светлой грани, но, все-таки, слегка наклонены так, что если бы нам вздумалось провести эти линии, то рано или поздно они бы у нас соединились в одну точку. Это очень важно учитывать. Иначе кубик будет у нас кривой и неустойчивый.
Так как никакая перспектива вертикальные ребра кубика не искажает, и они параллельны друг другу, они должны быть равны друг с другом. Проверяем сначала на кубике, а затем то, что у нас получилось на бумаге.

Теперь можно прокладывать тени. Для начала мы посмотрим, откуда падает свет. На фото направление света указано карандашом. Свет падает на верхнее ребро светлой грани.

Поэтому светлую грань мы не трогаем, а штрихуем верхнюю и темную. Мы видим, что темная грань темнее верхней, отобразим это на бумаге. Рефлексы, где темнее, а где светлей, пока не делаем – еще успеем. Главное сначала разобраться, где темнее, а где светлей.

Разберемся с верхней гранью. Так как свет падает на верхнее ребро светлой грани, верхняя грань светлее ближе к ребру светлой грани и темнее от нее. Постарайтесь сделать переход как можно более плавным. А для этого мы просто будем «набирать тон», как выражаются художники. Немного отступаем от ребра светлой грани и штрихуем вновь. Левая сторона у нас стала немного светлей. Теперь мы немного отступаем от того тона, который штриховали только что, и снова делаем штриховку. И так несколько раз. У нас получилась светлая сторона слева и темная с права. Если тона карандаша ТМ (НВ) уже недостаточно, можно взять карандаш М (В) и слегка заштриховать темную часть. Но только не переборщите. У нас получилось, что теперь верхняя грань такая же темная по тону, как и темная грань. На этом этапе работы так и должно быть. Сейчас мы это исправим. Темная грань несколько сложнее, чем верхняя, т.к. по логике веще у нас должно получится тоже самое, что и с верхней гранью. Левая сторона светлей, правая – темней. Но! Есть один нюанс который мы должны учитывать. Свет у нас идет от окна и он, скажем так, рассеянный. Если вы прищурите глаза и посмотрите на кубик, то увидите, что самое темное ребро именно то, что ближе к нам.

Но, чтобы не запутаться, мы сначала делаем так, как должно быть по логике вещей, не учитывая нюансов. А именно – набираем тон так же, как мы проделывали с верхней гранью кубика, только на тон – два темнее, как у нашей натуры.

Затем, снова прищуриваем глаза и смотрим на кубик (натуру), что бы точно увидеть, где темнее. Получается левое ребро и немного верхнее темной грани. Вот здесь мы можем уже взять карандаш с мягким грифелем – М (В) вполне достаточно. Делаем так же и на рисунке, постепенно набирая тон. Мы ведь никуда не спешим, не правда ли? Лучше 10 раз проверить, как с натуры у нас получается рисунок на бумаге, чем потом все перерисовывать. Поэтому мы почти каждый штрих сравниваем с натурой, что бы получилось так же, как и там. А «прищур» глаз нам в этом поможет точно определить все нюансы. Конечно, никто вас не заставляет так делать, можете и просто смотреть. Просто с «прищуром» получается точней. Говорю из личного опыта.
Вуаля, кубик готов. Осталось сделать только тень.

Сначала мы легко намечаем карандашом, где под кубиком тень. Самые темные участки будут под кубиком и в середине, а светлая часть между кубиком и тенью (ее темным участком). Так как кубик и бумага у нас белые, то на тени появляется рефлекс. Он находится между кубиком и тенью. Тень мы делаем так же, как и кубик – постепенно набираем тон.
Рефлекс - 1) в живописи оттенок цвета более сильно освещенного предмета на поверхности, соседней с ним. Цветовые рефлексы возникают в результате отражения лучей света от окружающих предметов; 2) в рисунке - отражение света от поверхности одного предмета в затененной части другого.
Вот собственно и все. Можно, конечно, обозначить стену и стол, на котором стоит кубик. Просто заштрихуйте стену легким тоном карандаша ТМ (НВ). Но тут нужно быть аккуратнее со штрихом. Иначе смотреться будет некрасиво. Если штрих у вас пока не очень, то лучше ничего больше не делать.

И на будущее, если делаете штриховку фона, то делайте это в одном направлении. Вертикаль – вертикальная или чуть скошенная штриховка, горизонталь – горизонтальная штриховка. Не нужно делать ореола вокруг предмета. Удачи и хорошо порисовать!
P.S. Простите за некачественное фото, но другого у меня нет.
demiart.ru/forum/index.php?showtopic=13979 - каталог по ИЗО, правда придется регистрироваться, прежде чем читать.
Итак, у нас есть кубик и нам хочется его нарисовать. Что бы нам было проще это сделать, я поверхность стола и стены закрыла белыми листами. Так отчетливей видны тени под кубиком и на кубике. читать дальшеРаботать будем пока карандашом ТМ (или НВ) – твердо-мягкий грифель, что бы работа была аккуратной. Карандаши с мягким грифелем (М, В, М2, В2 и т.д.) имеют дурную привычку размазываться по бумаге, и получается грязь в работе.

Для начала мы построим кубик, а уж потом будем прокладывать тень. Построение начать лучше всего с ближней нам грани кубика, потому что она меньше всего исказилась в перспективе. Что такое перспектива мы знаем, не правда ли? Это когда чем дальше предмет, тем он меньше и наоборот. А еще линии в перспективе всегда стремятся соединиться в одну точку, если они параллельны друг другу.
Ближняя нам грань кубика – это самая темная сторона. В нашем ракурсе у темной грани все стороны должны быть равны. С помощью карандаша посмотрим, так ли это на самом деле. Пальцем зажмем карандаш там, где кончается у нас длина ребра. То есть от пальца до кончика карандаша – это расстояние одного ребра темной грани. И его мы прикладываем к верхней грани. Расстояния одинаковы и мы убедились на практике, что грани равны.

Найдем наклон верхней и нижней грани ребра. Это просто – приложим карандаш к ребру, и этот наклон перенесем на лист. Я прикладываю карандаш к листу и другим карандашом провожу линию. То есть карандаш, которым я мерила наклон играет здесь роль линейки. Это не совсем верно, с точки зрения академического рисунка, но самый простой способ, который меня еще не подводил. Такие манипуляции мы проделываем и с нижним ребром. Но, прежде всего, нарисуем боковые ребра темной грани. Проверяем карандашом пропорции на бумаге, как мы проверяли их на кубике. Все четыре ребра должны быть одинаковы, тогда построение темной грани у нас верно.
Верхнее и нижнее ребра светлой грани мы построим точно так же, как строили ребра темной грани. Но при помощи карандаша проверим, насколько они сократились, в отличие от ребер темной грани. (Помним о перспективе, да?) Ребра почти одинаковы. Рисуем вертикальное ребро. Затем рисуем ребра верхней грани кубика. Они почти параллельны с верхними ребрами темной и светлой грани, но, все-таки, слегка наклонены так, что если бы нам вздумалось провести эти линии, то рано или поздно они бы у нас соединились в одну точку. Это очень важно учитывать. Иначе кубик будет у нас кривой и неустойчивый.
Так как никакая перспектива вертикальные ребра кубика не искажает, и они параллельны друг другу, они должны быть равны друг с другом. Проверяем сначала на кубике, а затем то, что у нас получилось на бумаге.

Теперь можно прокладывать тени. Для начала мы посмотрим, откуда падает свет. На фото направление света указано карандашом. Свет падает на верхнее ребро светлой грани.

Поэтому светлую грань мы не трогаем, а штрихуем верхнюю и темную. Мы видим, что темная грань темнее верхней, отобразим это на бумаге. Рефлексы, где темнее, а где светлей, пока не делаем – еще успеем. Главное сначала разобраться, где темнее, а где светлей.

Разберемся с верхней гранью. Так как свет падает на верхнее ребро светлой грани, верхняя грань светлее ближе к ребру светлой грани и темнее от нее. Постарайтесь сделать переход как можно более плавным. А для этого мы просто будем «набирать тон», как выражаются художники. Немного отступаем от ребра светлой грани и штрихуем вновь. Левая сторона у нас стала немного светлей. Теперь мы немного отступаем от того тона, который штриховали только что, и снова делаем штриховку. И так несколько раз. У нас получилась светлая сторона слева и темная с права. Если тона карандаша ТМ (НВ) уже недостаточно, можно взять карандаш М (В) и слегка заштриховать темную часть. Но только не переборщите. У нас получилось, что теперь верхняя грань такая же темная по тону, как и темная грань. На этом этапе работы так и должно быть. Сейчас мы это исправим. Темная грань несколько сложнее, чем верхняя, т.к. по логике веще у нас должно получится тоже самое, что и с верхней гранью. Левая сторона светлей, правая – темней. Но! Есть один нюанс который мы должны учитывать. Свет у нас идет от окна и он, скажем так, рассеянный. Если вы прищурите глаза и посмотрите на кубик, то увидите, что самое темное ребро именно то, что ближе к нам.

Но, чтобы не запутаться, мы сначала делаем так, как должно быть по логике вещей, не учитывая нюансов. А именно – набираем тон так же, как мы проделывали с верхней гранью кубика, только на тон – два темнее, как у нашей натуры.

Затем, снова прищуриваем глаза и смотрим на кубик (натуру), что бы точно увидеть, где темнее. Получается левое ребро и немного верхнее темной грани. Вот здесь мы можем уже взять карандаш с мягким грифелем – М (В) вполне достаточно. Делаем так же и на рисунке, постепенно набирая тон. Мы ведь никуда не спешим, не правда ли? Лучше 10 раз проверить, как с натуры у нас получается рисунок на бумаге, чем потом все перерисовывать. Поэтому мы почти каждый штрих сравниваем с натурой, что бы получилось так же, как и там. А «прищур» глаз нам в этом поможет точно определить все нюансы. Конечно, никто вас не заставляет так делать, можете и просто смотреть. Просто с «прищуром» получается точней. Говорю из личного опыта.
Вуаля, кубик готов. Осталось сделать только тень.

Сначала мы легко намечаем карандашом, где под кубиком тень. Самые темные участки будут под кубиком и в середине, а светлая часть между кубиком и тенью (ее темным участком). Так как кубик и бумага у нас белые, то на тени появляется рефлекс. Он находится между кубиком и тенью. Тень мы делаем так же, как и кубик – постепенно набираем тон.
Рефлекс - 1) в живописи оттенок цвета более сильно освещенного предмета на поверхности, соседней с ним. Цветовые рефлексы возникают в результате отражения лучей света от окружающих предметов; 2) в рисунке - отражение света от поверхности одного предмета в затененной части другого.
Вот собственно и все. Можно, конечно, обозначить стену и стол, на котором стоит кубик. Просто заштрихуйте стену легким тоном карандаша ТМ (НВ). Но тут нужно быть аккуратнее со штрихом. Иначе смотреться будет некрасиво. Если штрих у вас пока не очень, то лучше ничего больше не делать.

И на будущее, если делаете штриховку фона, то делайте это в одном направлении. Вертикаль – вертикальная или чуть скошенная штриховка, горизонталь – горизонтальная штриховка. Не нужно делать ореола вокруг предмета. Удачи и хорошо порисовать!

P.S. Простите за некачественное фото, но другого у меня нет.
demiart.ru/forum/index.php?showtopic=13979 - каталог по ИЗО, правда придется регистрироваться, прежде чем читать.
@темы: Рисунки и прочее